О проекте Федерального закона «О теплоснабжении» :: Выставочное объединение КарелЭкспо Яндекс.Метрика
КарелЭкспоФорумО Карелии Карта Петрозаводска

О проекте Федерального закона «О теплоснабжении»

Юрий Васильевич Яровой, Вице-президент Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» 

Материалы к Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ»

Потребность в Законе «О теплоснабжении» назрела давно.

Нужно сказать, что во всех цивилизованных странах такие законы существуют. Россия пока является исключением.

Чем вызвана необходимость в появлении такого закона?

  • отсутствие условий для привлечения инвестиций в отрасль;
  • необходимость разграничения полномочий между различными уровнями власти;
  • продолжающееся снижение эффективности функционирования объектов большой энергетики по причине уменьшения доли тепловой энергии, вырабатываемой в режиме когенерации;
  • прекращение к 1 января 2011 г действия № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;
  • бессистемное решение вопросов теплоснабжения новых объектов в рамках муниципальных образований;
  • отсутствие инструментов для решения проблем неплатежей;
  • правовое неравенство теплоснабжающих организаций и потребителей;
  • и др.

Предлагаемый проект закона «О теплоснабжении» нацелен, в первую очередь, на создание эффективной системы правового регулирования отношений в сфере производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии. Кроме того, будут урегулированы такие важные для потребителей вопросы как:

  • порядок ценообразования;
  • порядок заключения договоров теплоснабжения и их существенных условий;
  • обеспечение соблюдения параметров качества предоставления тепловой энергии;
  • обеспечение использования энергоэффективных и энергосберегающих технологий;
  • организация развития систем теплоснабжения и др.

Ключевыми принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

  1. Обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и теплопотребления;
  2. Обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
  3. Развитие систем централизованного теплоснабжения;
  4. Обеспечение надежности и качества теплоснабжения потребителей;
  5. Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей;
  6. Обеспечение экологической безопасности.

К наиболее важным положениям проекта ФЗ «О теплоснабжении» относятся:

  1. Спецификация видов товаров в теплоснабжении (тепловая энергия, тепловая мощность и теплоноситель), что в дальнейшем позволит устанавливать требования к качеству теплоносителя.
  2. Определение центрами ответственности за тарифы органов государственной власти субъектов РФ;
  3. Возможность установления двухставочных тарифов;
  4. Введение платы за поддержание резервной мощности при отсутствии реализации тепловой энергии;
  5. Возможность заключения долгосрочных договоров;
  6. Возможность отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при соблюдении определенных условий;
  7. Регулирование условий подключения к системе теплоснабжения;
  8. Закрепление договорной конструкции;
  9. Установление порядка распределения тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;
  10. Установление порядка вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации;
  11. Установление режима эксплуатации и ремонта бесхозных тепловых сетей;
  12. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;
  13. Введение саморегулирования и страхования в теплоснабжении.

Данный проект закона «О теплоснабжении» четко разграничивает полномочия органов власти всех уровней.

Правительство РФ осуществляет:

  • Разработку государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии РФ;
  • Установление Правил регулирования отдельных отношений в сфере теплоснабжения;
  • Распределение между федеральными органами исполнительной власти полномочий в области государственного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;
  • Утверждение правил организации теплоснабжения;
  • Установление порядка создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;
  • Установление правил антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют:

  • Контроль и надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства РФ в сфере теплоснабжения;
  • Реализацию полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
  • Установление порядка расследования причин аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения;
  • Установление порядка определения нормативов в сфере теплоснабжения;
  • Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;
  • Государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют:

  • Реализацию полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
  • Утверждение нормативов в сфере теплоснабжения;
  • Определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления осуществляют:

  • Организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в т.ч. принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае невыполнения теплоснабжающими или теплосетевыми организациями своих обязательств или отказа теплоснабжающих, теплосетевых организаций или исполнителей коммунальных услуг от исполнения своих обязательств;
  • Рассмотрение обращений потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения;
  • Разработку, утверждение и актуализацию схемы теплоснабжения;
  • Контроль за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Главные принципы тарифного регулирования, заложенные в законопроекте «О теплоснабжении», следующие:

  1. Обеспечение доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей;
  2. Обеспечение экономической обоснованности затрат теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии;
  3. Повышение экономической и энергетической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;
  4. Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;
  5. Обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;
  6. Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Тарифное регулирование направлено на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения при соблюдении интересов потребителей!

Виды тарифов на товары и услуги в теплоснабжении:

1. Предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на:

  • производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);
  • тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

2. Тарифы на:

  • производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);
  • тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;
  • производимый генерирующими источниками теплоноситель;
  • теплоноситель, поставляемый потребителям;
  • услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

3. Плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии реализации тепловой энергии.

4. Надбавки и тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Одним из основных вопросов в теплоснабжении является установление порядка и принципов подключения к системе теплоснабжения. Законопроект «О теплоснабжении» предусматривает следующие основные принципы:

  • Подключение осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения;
  • Предоставление потребителю возможности добровольного снижения размера присоединенной тепловой нагрузки для дальнейшего перераспределения;
  • Плата за подключение устанавливается в размере необходимом для создания тепловых сетей, необходимых для подключения к ближайшей к месту строительства камере тепловой сети;
  • Предоставление потребителю возможности выбора способа оплаты - строительство за свой счет с последующей передачей теплосетевой организации в эксплуатацию либо оплата теплосетевой организации мероприятий по подключению.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить надежность и качество теплоснабжения потребителей, стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий, повысить прозрачность формирования платы за подключение!

Следующим важным моментом в рассматриваемом проекте закона является договор теплоснабжения, который служит для установления взаимоотношений между сторонами на тепловом рынке. Законопроектом «О теплоснабжении» устанавливается порядок заключения договора, это очень важно. Ниже рассмотрим конструкцию и существенные условия договора теплоснабжения.

  1. Договор теплоснабжения потребитель заключает с теплоснабжающей организацией, в качестве которой уполномоченный орган может определить как генерирующую, так и теплосетевую компанию.
  2. При наличии в системе нескольких теплоснабжающих и теплосетевых организаций они обязаны заключить между собой договоры поставки тепловой энергии, мощности, теплоносителя и договоры оказанию услуг по передаче тепловой энергии.
  3. Существенные условия договора теплоснабжения устанавливаются Правительством РФ.
  4. Законом устанавливаются существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.

С целью обеспечения защиты интересов потребителей законопроектом «О теплоснабжении» предусмотрена обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организаций либо страховать свою ответственность за нарушение договоров теплоснабжения или оказания услуг по передаче тепловой энергии в индивидуальном порядке либо участвовать в системе коллективного страхования гражданской ответственности саморегулируемой организации и получить выдаваемое этой организацией свидетельство о допуске к видам деятельности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии (мощности) и теплоносителя и передача тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Принятие проекта ФЗ «О теплоснабжении» позволит:

  • повысить прозрачность и управляемость систем теплоснабжения;
  • повысить надежность и качество теплоснабжения;
  • перевести сферу теплоснабжения из социальной функции в экономически эффективную деятельность;
  • повысить платежную дисциплину в сфере теплоснабжения;
  • обеспечить баланс экономических интересов субъектов теплоснабжения;
  • повысить инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения.

Таким образом, Федеральный закон «О теплоснабжении» после его принятия и вступления в силу будет регулировать всю систему взаимоотношений в отрасли.

В заключение следует сказать, что данный законопроект - непрямого действия. К нему потребуется разработать еще полтора - два десятка подзаконных актов, а именно:

  1. Правила организации теплоснабжения.
  2. Основы ценообразования и правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, включающих, в том числе, сроки рассмотрения дел об установлении тарифов, исчерпывающий перечень представляемой регулируемыми организациями документации, определение условий и порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов).
  3. Правила подключения к системам теплоснабжения.
  4. Правила учета тепловой энергии и теплоносителя.
  5. Правила оценки готовности к отопительному сезону.
  6. Правила утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения.
  7. Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования.
  8. Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также порядка рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении и актуализации схем теплоснабжения.
  9. Порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении.
  10. Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
  11. Правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.
  12. Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
  13. Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг), которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определяемым настоящим федеральным законом.
  14. Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года.
  15. Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, правил ведения их раздельного учета, применяемых в деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала.
  16. Правила распределения для целей тарифного регулирования удельных расходов для производства тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25МВт и выше.

Практика разработки и утверждения подзаконных актов к Федеральным законам показывает, что этот процесс может длиться годами, поэтому заинтересованные организации могут присоединиться к процессу в какой-либо форме. 

Некоммерческое партнерство «Российское теплоснабжение»

Тел.(495) 974-86-40
http://www.rosteplo.ru

Для получения информации о конференции, условиях участия, Вам необходимо связаться с оргкомитетом Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ»: 

Объединение КАРЕЛЭКСПО

Выставочное Объединение «Карелэкспо»
т/ф (8142) 53-42-98, 53-42-89, 59-92-18
info@karelexpo.ru

Мероприятие подготовлено при поддержке:

журнал «Промышленный Вестник Карелии» Интернет-магазин ТЕХНОКНИГА.ru Компания АТМ

Читайте также:
"Учет тепловой энергии - важнейший инструмент энергосбережения и снижения теплопотребления в ЖКХ" "Профессионализм - основа функционирования ЖКХ"

Наши партнёры

 

 

Системы диспетчеризации ЕКС АТМ