"Финансирование планов развития организаций коммунального комплекса" :: Выставочное объединение КарелЭкспо Яндекс.Метрика
КарелЭкспоФорумО Карелии Карта Петрозаводска

"Финансирование планов развития организаций коммунального комплекса"

Елена Анатольевна Рейнгольд, руководитель группы корпоративного управления ЗАО «МКД Партнер»

Материалы к Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ»

Стратегии развития, программы повышения энергоэффективности предприятий коммунальной сферы, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства. Но жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь, т.к. эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат в муниципальных и региональных бюджетах.

Одни лишь собственные средства ресурсоснабжающих предприятий не способны обеспечить все возрастающие потребности в инвестициях на создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих объектов инфраструктуры. Накопившееся недофинансирование коммунальной инфраструктуры за период с начала 1990-х гг. привело к крайнему износу и повышению аварийности сетей и сооружений. В 2009 г. износ составил 60-70%, а в отдельных регионах - более 80%; количество нуждающихся в замене сетей составляет 35-42% от общего протяжения.

В условиях ограниченности средств (и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса/ ОКК) для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, использовать различные инструменты при формировании тарифов.

Коммунальная отрасль с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности имеет следующую специфику:

  • деятельность, носящая естественно монопольный характер;
  • ежедневное потребление услуг, предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт;
  • государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен;
  • прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 2012 г. приборного учета, а также энергоаудита,
  • нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;
  • значительные инвестиции, длительные сроки окупаемости активов;
  • большое количество текущих финансовых обязательств компаний;
  • отсутствие ликвидной залоговой массы.

Выбор источников финансирования планов развития организаций коммунального комплекса (ОКК)

  • реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;
  • программа комплексного развития территории и систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;
  • производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в т.ч. план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Все мероприятия по развитию СКИ относятся к производственной или инвестиционной программе и, соответственно, различаются источники покрытия финансовых потребностей на их реализацию.

Источники финансирования (включая источники обеспечения финансовых потребностей) производственных и инвестиционных программ ОКК изображены на рисунке 1:

Рис.1. Источники обеспечения финансовых потребностей и источники финансирования программ развития ОКК.

Тарифная политика должна обеспечивать инвестиционную привлекательность инфраструктуры отрасли, стимулировать повышение надежности и качества услуг, энергосбережение и применение наиболее эффективных технологических решений. В этих целях в настоящее время осуществляется постепенный переход на долгосрочные тарифы в коммунальной отрасли.

Формально установление долгосрочного тарифа на услуги ОКК (на период более 1 года) возможно и сейчас, для этого требуется разработка производственной программы на срок, соответствующий предполагаемому периоду действия тарифа.

Возможна также инвестиционная надбавка, действующая в течении срока реализации инвестиционной программы.

С 2008 г. происходит переход к регулированию тарифов на услуги по передаче электриче­ской энергии с использованием метода доходности инвестированного капитала (RAB). Приказом ФСТ Рос­сии от 26.06.2008 № 231э утверждены Методические указа­ния по регулированию тарифов с применением метода доходно­сти инвестированного капитала (далее - Методические указания) для использования в электроэнер­гетике.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую производителями, и на услуги по передаче тепловой энергии с 1 января 2012 года осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала (ст.23 Закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ).

Возможность применения метода доходности капитала в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов в конце 2009 г. законодательно закреплена в законах «Об энергосбережении...» №261-ФЗ (ст.25 п.6.) и «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» №210-ФЗ (ст.8).

В Таблице 1 приведена сравнительная характеристика методов регулирования тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов. 

Таблица 1. Сравнительная характеристика методов регулирования тарифов

Метод регулирования тарифов

Тип программы и период действия тарифов

и надбавок

Тариф ОКК

Надбавка к тарифу ОКК

Тариф на подключение ОКК

Установление фиксированных тарифов (экономически обоснованные расходы + рентабельность) ЭОТ

Для производственной программы на срок не менее 1 года. Срок тарифа должен соответствовать сроку реализации производственной программы

Для инвестиционной программы на срок не менее 3 лет. Срок надбавки, тарифа на подключение должен соответствовать срокам реализации инвестиционной программы (этапов инвестиционной программы)

Индексация установленных тарифов (индексы, отражающие изменения условий деятельности)

Установление предельных тарифов (динамика предыдущей деятельности, аналогичные компании)

Для производственной программы на срок не менее 3 лет. Тариф устанавливается отдельно на каждый год в течение периода регулирования.

Установление тарифов на основе долгосрочных параметров

Тариф с применением нормы доходности инвестированного капитала (RAB-тариф)

Для производственной, инвестиционной программы (и/или за счет тарифа на подключение) на срок 3 года, далее 5 лет, далее на установленный срок

Для инвестиционной программы не устанавливается, т.к. включена в тариф

Для инвестиционной программы (и/или за счет тарифа) на срок 3-5 лет

Большинство инвестиционных программ в коммунальной отрасли необходимо реализовать в ближайшие 3-5 лет, для чего требуются одномоментные и значительные затраты.

При действующем порядке ценообразования на услуги ЖКХ (в соответствии с Законом № 210-ФЗ и Постановлением Правительства «Об основах ценообразования...» № 520) финансирование инвестиционных потребностей предприятий отрасли из тарифов возможно только при условии их скачкообразного роста, за счет инвестиционной надбавки. Но инвестиционная надбавка действует не в течение периода окупаемости инвестиционной программы, а только во время ее непосредственной реализации. Метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (метод RAВ), в отличие от действующего порядка ценообразования, гарантирует инвестору возврат всей суммы вложенных средств в течение установленного срока возврата инвестиционного капитала.

Основные направления различий между действующей методикой тарифообразования на услуги ЖКХ и ме­тодом RAB:

  • Обеспечение финансовых потребностей для инвести­ционной программы
  • Период действия тарифов
  • Источник возмеще­ния расходов на ка­питальные вложе­ния
  • Обеспечение необ­ходимого уровня доходности
  • Состав расходов, учитываемых в вы­ручке, принимае­мой для расчета та­рифов на услуги
  • Порядок оценки расходов по регу­лируемой деятель­ности на период регулирования
  • Учет в тарифах экономии расходов
  • Амортизация
  • Прибыль
  • Порядок изменения тарифов

Эффекты от внедрения метода RAB для различных категорий заинтересованных лиц приведены в таблице 2. 

Таблица 2. Эффекты от введения RAB-метода регулирования тарифа

Для инвесторов

Для потребителей

Для поставщиков услуг

Для региональных властей

  • - Гарантированный полный возврат вложенных средств
  • - Получение ожидаемого уровня дохода на инвестированный капитал
  • - Уровень доходности, сопоставимый с отраслями со схожими рисками
  • - Стимулирование эффективности управления издержками, норматив снижения операционных расходов устанавливается регулятором
  • - Приток инвестиций, необходимых для подключения к КИС и снижения износа существующих объектов и сетей
  • - Оплата инвестиций на строительство новых объектов и реконструкцию старых
  • - Снижение тарифов в долгосрочной перспективе
  • - Зависимость тарифов от надежности и качества услуг
  • - Гарантированный заданный уровень тарифа на среднесрочный период
  • - Прогнозируемость денежных потоков
  • - Привлечение финансирования в требуемом объеме
  • - Возврат капитала не одномоментно (в пределах года), а в течение длительного периода (аналог ипотеки)
  • - Отсутствие «постатейного» контроля расходов со стороны органов регулирования
  • - Приток инвестиций в инфраструктурные отрасли
  • - Ограничение ценового давления на потребителей
  • - Экономическая обоснованность планов капитальных вложений
  • - Прямая зависимость размера тарифа от требуемого уровня надежности и темпов развития территории
  • - Прозрачность процесса тарифообразования

Составляющие необходимой валовой выручки (НВВ) при расчете тарифов по методам «Затраты+» и RAB приведены на рис.2. 

Рис. 2. Основные составляющие необходимой валовой выручки (НВВ) при расчете тарифов по методам «Затраты+» и RAB 

Основными преимуществами Метода RAB перед действующей методикой тарифообразования являются:

  • Увеличение горизонта и качества стратегического планирования, прогнозируемость тарифов: возможность перераспределять необходимую валовую выручку между годами в пределах одного долгосрочного периода и сглаживать тарифные последствия реализации инвестиционных программ для потребителей услуг, равномерный темп роста тари­фов (в текущих ценах) на про­тяжении всего рассматривае­мого периода, в т.ч. в период реализации инвестиционной программы.
  • Создание экономической мотивации на снижение издержек, повышение надежности и качества оказываемых услуг (сохранение экономии операционных расходов, снижение необходимой валовой выручки (НВВ) при несоблюдении показателей надежности и качества услуг, учет индекса эффективности операционных расходов).
  • Снижение тарифа для потребителей в долгосрочной перспективе в силу следующих обстоятельств: сокращения операционных затрат вследствие уменьшения регулятором через 5 лет их нормативного уровня на величину сэкономленных расходов; удешевления привлекаемого капитала вследствие снижения инвестиционных рисков при долгосрочности условий тарифообразования и ежегодной индексации с учетом макроэкономических факторов.
  • Действенный инструмент поддержания инвестиций на необходимом уровне: возможность наращивания капитала, направляемого на инвестиционные цели, без увеличения тарифа при реинвестировании средств в реновацию активов; сокращение инвестируемого капитала по мере удовлетворения потребностей компании в инвестициях.
  • Предоставление гарантий возврата инвестиций с обеспечением заданного уровня доходности, создающее предпосылки для увеличения рыночной стоимости компаний, улучшения структуры капитала.

Необходимые условия для применения в коммунальном секторе RAB-метода регулирования тарифов:

  • Разработка и согласование в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы (на период регулирования, который будет определен - 3, 5 лет).
  • Проведение независимой оценки активов, согласование оценки активов с регулирующими органами.
  • Ведение учета инвестированного капитала.
  • Подготовка специалистов для корректного и эффективного применения метода.
  • Определение и привлечение эффективных источников первичного финансирования расходов по инвестиционным программам, т.к. инвестиции осуществляются сразу, а возврат инвестированного капи­тала осуществляется в течение длительного периода времени.
  • Привлечение заемных средств на ликвидацию кассовых разрывов, поскольку суммы возврата инвестированного капи­тала и дохода на инвестированный капитал в период реализации ин­вестиционной программы меньше расходов на капитальные вложе­ния.

Риски внедрения метода RAB в ЖКХ для коммунальных компаний:

  • Зависимость величины тарифа от корректности данных о базовых уровнях расходов, от величины первоначальной базы капитала.
  • Фиксированная стоимость капитала на период регулирования как потенциальный источник потерь для регулируемой компании.
  • Вероятность неполучения необходимой валовой выручки при резком снижении потребления.
  • Ограниченная оперативность корректировки инвестиционной программы.
  • Финансирование расходов по оплате процентов за кредит за счет доходов на инвестированный капитал. Предпочтительная величина ставки процентов за кредит должна быть меньше ставки доходности на инвестированный капитал (в настоящее время для электроэнергетики - 12%).
  • Установление регулирующим органом нормы доходности на инвестированный капитал. При смещении акцента регулятора на стимулирование и защиту предприятий/потребителей доходность инвестиций снижается.

Опыт внедрения тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала[1]

В России тарифное RAB-регулирование действует для ряда электросетевых компаний и уже можно обобщить положительные стороны RAB-регулирования, а также проблемы.

Преимущества метода

  • Возможность формирования инвестиционных программ исходя
    из потребностей региона в развитии
  • Возможность существенного увеличения инвестиционных программ, несмотря на ограничения роста тарифов предельными уровнями
  • Тарифное регулирование привязано к уровням надежности и качества обслуживания потребителей
  • Долгосрочное действие тарифа (3-5 лет) - главное условие для привлечения долгосрочного и дешевого капитала.
  • Тарифная мотивация к снижению расходов, прозрачный контроль над их образованием, ориентация на лучший результат
  • Соответствует лучшему международному опыту в регулировании естественных монополий

Проблемы и сложности перехода

  • Значительный рост конечного тарифа в ряде регионов при использовании в расчетах справедливой оценки инвестированного капитала, выполненной независимыми экспертами
  • Привлечение дополнительных заемных средств, а также погашение накопленных кредитов не позволяют сразу же после перехода на RAB приступить к реализации основной задачи - финансированию масштабной инвестиционной программы;
  • Методологические проблемы (определение и прогнозирование долгосрочных параметров регулирования и др.),
  • Необходимые изменения в нормативно правовые акты: установление нормы доходности на 5-летний период, изменения в части порядка установления показателей надежности и качества оказываемых услуг, разработка методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организаций показателям надежности и качества реализуемых товаров (услуг). 

Выводы

  • 1. Для реализации стратегии повышения энергоэффективности и модернизации коммунальной инфраструктуры требуются масштабные и долгосрочные вложения. Минимизация бюджетного финансирования в соответствии с Концепцией развития ЖКХ до 2020 г. делает востребованной разработку схем финансирования и методики тарифообразования, обеспечивающих достижение стратегических целей.
  • 2. В условиях дефицита свободных средств у собственников и операторов коммунальных компаний для реализации инвестиционных программ развития прогнозируется расширение применения методики расчета тарифов на основе долгосрочных параметров, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, позволяющее привлечь недорогие долгосрочные заемные ресурсы.
  • 3. Для применения методики RAB для расчета тарифов на водоснабжение, водоотведение и сбор бытовых отходов требуется внесение изменений в существующую нормативную базу в отношении порядка возврата инвестиций и учета доходов на инвестированный капитал, состава учитываемых в тарифе расходов и др. 

[1] По материалам совещания «Государственное регулирование электросетевых компаний методом доходности инвестированного капитала (RAB)», г. Великий Новгород 8-9 апреля 2010 г. http://www.fstrf.ru/press/

ЗАО «МКД Партнер»

197022, Санкт-Петербург,

Аптекарская набережная, д.20, лит.А;

107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, дом 3 Г

Телефон: +7 (812) 600-91-00; +7 (495) 960-20-57

Факс: +7 (812) 600-90-50; +7 (495) 580-91-85

office@mcd.spb.ru; mcd@sovintel.ru

www.mcd-pkf.com

Для получения информации о конференции, условиях участия, Вам необходимо связаться с оргкомитетом Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ»:

Объединение КАРЕЛЭКСПО

Выставочное Объединение «Карелэкспо»
т/ф (8142) 53-42-98, 53-42-89, 59-92-18
info@karelexpo.ru

Мероприятие подготовлено при поддержке:

журнал «Промышленный Вестник Карелии» Интернет-магазин ТЕХНОКНИГА.ru Компания АТМ

Читайте также:
"ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" "Организация энергосберегающего освещения проходных помещений жилых и общественных зданий"

Наши партнёры

 

 

Системы диспетчеризации ЕКС АТМ